Методика Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современном мире сложно найти родителя, который никогда не слышал о садах и школах, предлагающий программу развития ребенка по методике Марии Монтессори. Очень многие хотят отдать своего ребёнка в такой детский сад. В чем же особенность, основные принципы и возможные недостатки этой методики?

Методика Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени. По ней в последнее время занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Что это – способ вырастить маленького гения или все-таки дань моде?

Мария Монтессори была выдающимся педагогом, врачом и ученым, и впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что ее стали использовать для обучения здоровых детей.

Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие, свобода в разумных пределах. Автор называла свою методику «Системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип «Помоги мне сделать это самому».

Главную роль в воспитании играет так называемая «Монтессори среда» – это светлое и просторное помещение в спокойных тонах. Малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в комнате и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Каждый ребенок выбирает себе любое место для занятий, с одним условием – не мешать никому из окружающих.

 

Плюсы и  минусы Методики Монтессори

Плюсы методики Монтессори

  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы методики подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую
  • Дети самостоятельно выбирают себе занятие, что помогает им развиваться в удобном лично для них темпе и без навязчивого вмешательства взрослых
  • Малыши узнают новое не через рассказ, а через работу с материалом. Так сказать, малыш обучается через игру, он увлечен процессом и поэтому обучение ему дается легко
  • В одной группе обычно присутствуют дети разного возраста. Малыши учатся у старших детей, что гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых. Старшие учатся заботиться о младших
  • Принципы Монтессори направлены на развитие мелкой моторики и всех чувств. Работа с мелкими предметами формирует интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому все действия связаны с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с их сортировкой
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, разработанный самой Марией Монтессори
  • Занятия длятся около 3 часов и не прерываются и все это время дети свободно передвигаются по классу
  • Монтессори-педагоги – это специально обученные люди. Главное требование в данной системе – не мешать процессу саморазвития. Они показывают детям, как пользоваться материалом, внимательно наблюдают, помогают осваивать те навыки, к которым у него возник интерес
  • Ребенок сам решает, чем заняться, а программа подстраивается под его интересы. Задача педагогов способствовать развитию их самостоятельности, приобретении знаний о мире и желания учиться. У малышей, обучающихся по этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети работают самостоятельно или в маленьких группах, что положительно влияет на их интерес к познанию
  • Привычные схемы в данной педагогике не используются. Детей не заставляют выполнять нормы, не хвалят, не отчитывают и это позволяет им сформулировать здоровую самооценку и научиться самостоятельно ставить цели и добиваться результатов
  • Детей учат поддерживать порядок. Много внимания уделено освоению бытовых навыков – уход за собой и своей одеждой, уборка игрушек и предметов на свои места, поддержание порядка в помещение. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. А также воспитанию здорового понимания приличия – поведение за столом, уважительное общение со старшими и сверстниками, правила гигиены
  • Отсутствие принуждения мотивирует детей брать контроль в свои руки, они сами могут регулировать нагрузку и интенсивность задач, поэтому «Монтессори среда» не вызывает у них негативных ассоциаций и дети всегда с радостью идут в садик
  • Дети учатся принимать собственные решения. Разработано множество материалов, которые позволяют ребенку приходить к собственным выводам об устройстве мира, так как преподаватели не заставляют поверить им на слово, а помогают самостоятельно получить знания на практике
  • Все игрушки и пособия в одном экземпляре. Во-первых, так дети учатся договариваться и ждать своей очереди. Во-вторых, это возможность для самостоятельной игры – никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
  • Основным принципом является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • Из-за того, что в Монтессори подходе нет жесткого поурочного планирования, дети, которые отсутствуют по болезни, не чувствуют себя отстающими

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, соблюдай чистоту, убирай за собой.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Минусы методики Монтессори

  • Ее главный недостаток в том, что эта система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков
  • Недооценивается значение игровой деятельности в развитии малыша. Монтессори считала, что игрушки уводят его от реальной жизни и не дают никакой практической пользы
  • Автор недооценила значение сказок и заменила их довольно сухим описанием предметов. Мария Монтессори рекомендовала читать детям исключительно про бытовые ситуации и реальные природные явления, объясняя это тем, что понимание символов и придуманных явлений появляются только ближе к школьному возрасту, а до этого времени сказки только искажают картину мира
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, в связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении. После обучения по данной методике, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания, не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится
  • Родителям необходимо включаться в образовательный процесс, создавать «Монтессори среду» дома и поддерживать идеи Монтессори-воспитания, иначе ребёнок не будет успешен
  • Данная методика не прививает детям способность к неинтересной монотонной работе и умению преодолевать себя. К сожалению, в реальности эти качества могут оказаться важными для успешной жизни
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям.
  • Из-за популярности этой системы развития качество предоставляемых услуг очень сильно варьируется, и часто под вывеской Монтессори работают люди без необходимого образования и опыта.

 

Кому подойдет система Монтессори

Такую систему одобрят родители, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребенка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ваш ребенок любит творчество, то ему будет скучно в этих группах, и вам придется задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижному, активному, неусидчивому малышу. А у стеснительного ребенка проблемы с общением в дальнейшем могут только усугубиться, поскольку дети в этих группах мало общаются между собой.

Выводы

Главное преимущество – дети учатся легко, с удовольствием, в своем темпе, без страха и соревнований со сверстниками. Они любознательны, инициативны, самостоятельны в быту, умеют организовывать свое время и уважают потребности других.

Главный недостаток – проблемы с социализацией. Детям в будущем непросто построить общение со сверстниками, так как методика не предполагает развития навыков общения и ролевых игр с другими детьми.

Методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и весомыми минусами. Поэтому все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других она даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша. Посетите пробное занятие и понаблюдайте за своим ребенком, как он реагирует на атмосферу в классе, пообщайтесь с другими родителями и педагогами.

Ограничивать вашего ребенка только этой методикой не стоит. Не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Удовлетворённость подходом полностью зависит от того, насколько осознанно вы как родители принимали решение о выборе в пользу Монтессори.

 

Перейти на страницу Детские сады Монтессори, Частные детские сады в Ташкенте, Плюсы и минусы частных детских садов

 

Статистика отзывов о странице


Оставить отзыв

Отзывы пользователей

27.01.2025
YellowPages.uz
Спасибо, что воспользовались нашим сайтом!

 

 

 

 

Полезная информация Просмотреть все

 

 

ico

Скажите оператору, что получили его номер телефона на yellowpages

ico
Ваши данные
+998